<

Статья 20. Информация о застройщике

1. Информация о застройщике должна содержать информацию:

 

  1. о фирменном наименовании (наименовании) застройщика, месте нахождения застройщика, режиме его работы, номере телефона, адресе официального сайта застройщика и адресе электронной почты, фамилии, об имени, отчестве (если имеется) лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа застройщика, а также об индивидуализирующем застройщика коммерческом обозначении, если застройщик планирует использовать такое коммерческое обозначение в рекламе, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства;
  2. о государственной регистрации застройщика;
  3. об учредителях (участниках) застройщика, которые обладают пятью и более процентами голосов в органе управления этого юридического лица, с указанием фирменного наименования (наименования) юридического лица — учредителя (участника), фамилии, имени, отчества физического лица — учредителя (участника), а также процента голосов, которым обладает каждый такой учредитель (участник) в органе управления этого юридического лица;
 Если разрешение на строительство получено до 1 июля 2018 года, положения пункта 4 части 1 статьи 20 применяются без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 29.07.2017 N 218-ФЗ.   

4) о проектах строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в которых принимали участие застройщик и (или) его основное общество или дочерние общества такого основного общества в течение трех лет, предшествующих опубликованию проектной декларации, с указанием места нахождения указанных объектов недвижимости, сроков ввода их в эксплуатацию;
5) о членстве застройщика в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и о выданных застройщику свидетельствах о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также о членстве застройщика в иных некоммерческих организациях (в том числе обществах взаимного страхования, ассоциациях), если он является членом таких организаций и (или) имеет указанные свидетельства;
6) о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату;

  Если разрешение на строительство получено до 1 июля 2018 года, положения пункта 7 части 1 статьи 20 применяются без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 29.07.2017 N 218-ФЗ.

7) о соответствии застройщика требованиям, установленным частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.
(п. 7 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 304-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 218-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Наряду с указанной в части 1 настоящей статьи информацией застройщик вправе включать в проектную декларацию иную не противоречащую законодательству информацию о застройщике.

2. Застройщик обязан представить для ознакомления любому обратившемуся лицу:

1) учредительные документы застройщика;
2) свидетельство о государственной регистрации застройщика;
3) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
4) утратил силу. — Федеральный закон от 18.07.2006 N 111-ФЗ;

 Если разрешение на строительство получено до 1 июля 2018 года, положения пункта 5 части 2 статьи 20 применяются без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 29.07.2017 N 218-ФЗ.

5) утвержденные годовые отчеты, бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторские заключения за период осуществления деятельности застройщиком, но не более чем за три года осуществления застройщиком предпринимательской деятельности или при осуществлении застройщиком такой деятельности менее чем три года за фактический период предпринимательской деятельности либо при применении застройщиком упрощенной системы налогообложения книги учета доходов и расходов застройщика за указанный в настоящем пункте период;

6) утратил силу. — Федеральный закон от 29.07.2017 N 218-ФЗ.

3. Застройщик представляет документы, указанные в части 2 настоящей статьи, в подлинниках или в форме надлежащим образом заверенных копий. Документы, указанные в части 2 настоящей статьи, не могут быть изъяты, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Комментарий к Статье 20 214-ФЗ

В статье установлены требования к информации о застройщике по договору участия в долевом строительстве.
1. Информация о застройщике должна содержать информацию:

1) о фирменном наименовании (наименовании), месте нахождения юридического лица — для застройщика — юридического лица,

— о фамилии, об имени, об отчестве, о месте жительства (место жительства физического лица — место, где физическое лицо постоянно или преимущественно проживает (см. п. 2 ст. 11 НК РФ). Для целей налогообложения под местом жительства физического лица понимается место его регистрации (в органах МВД России). Регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». В соответствии со ст. 2 указанного Закона местом жительства могут быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ) — для застройщика — индивидуального предпринимателя (до введения в действие Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (вступил в силу с 1 января 2004 г.) под индивидуальным предпринимателем понималось физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К индивидуальным предпринимателям приравнивались также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (см. п. 2 ст. 11 НК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ).

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями),

— о режиме работы застройщика;

2) о государственной регистрации застройщика (государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей);

3) об учредителях (участниках) застройщика (в соответствии с п. 3 ст. 56 ГК РФ учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами юридического лица. Если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам);

4) о проектах строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в которых принимал участие застройщик в течение 3 лет, предшествующих опубликованию проектной декларации;

5) о виде лицензируемой деятельности, номере лицензии, сроке ее действия, об органе, выдавшем эту лицензию, если вид деятельности подлежит лицензированию в соответствии с федеральным законом и связан с осуществлением застройщиком деятельности по привлечению денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ (в ред. от 21.03.2005) «О лицензировании отдельных видов деятельности» Постановлением Правительства РФ от 21.03.2002 N 174 утверждено Положение о лицензировании деятельности по инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом);

6) о величине собственных денежных средств, финансовом результате текущего года, размере кредиторской задолженности на день опубликования проектной декларации (кредиторская задолженность — денежные средства, временно привлеченные организацией или индивидуальным предпринимателем и подлежащие возврату соответствующим кредиторам (юридическим и физическим лицам, бюджету). Кредиторская задолженность перед бюджетами разных уровней может возникнуть у налогоплательщика, в частности, в следующих случаях: 1) в результате невыполнения (выполнения не в полном объеме) им обязательств по гражданско-правым договорам (обязательств по договорам поставки, оказания услуг, выполнения работ, либо по кредитным договорам); 2) возникновения задолженности по налогам и сборам; 3) невыполнения обязательств по возврату налоговых кредитов или инвестиционных налоговых кредитов. Списание безнадежных долгов по налогам и сборам осуществляется в порядке, установленном в ст. 59 НК РФ. Недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: а) по федеральным налогам и сборам — Правительством РФ; б) по региональным и местным налогам и сборам — соответственно исполнительными органами субъектов РФ и местного самоуправления. Указанные правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням).

2. Застройщик обязан представить для ознакомления любому обратившемуся лицу:

1) учредительные документы застройщика (учредительные документы юридического лица определены в ст. 52 ГК РФ. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное в соответствии с ГК РФ одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем (см. п. 1 ст. 52 ГК РФ).

В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава (см. п. 2 ст. 52 ГК РФ).

Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, — с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений (см. п. 3 ст. 52 ГК РФ);

2) свидетельство о государственной регистрации застройщика (см. коммент. к ч. 9 ст. 4);

3) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (в соответствии с п. 2 ст. 84 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2004 N 95-ФЗ) налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать им свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Форма такого свидетельства устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС РФ);

4) отчетность о финансово-хозяйственной деятельности застройщика по установленным формам;

5) утвержденные годовые отчеты, бухгалтерские балансы, счета (распределение) прибыли и убытков за 3 последних года осуществления застройщиком предпринимательской деятельности и за фактический период предпринимательской деятельности при осуществлении застройщиком такой деятельности менее трех лет — т.е. бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (см. в ст. 2 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных учреждений (организаций), а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из: а) бухгалтерского баланса; б) отчета о прибылях и убытках; в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; д) пояснительной записки.

Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Минфином России. Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Минфина России.

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности. В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства РФ о бухгалтерском учете. В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации, централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет (см. ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете»).

Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством РФ. Организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации (см. ст. 15 Федерального закона «О бухгалтерском учете»);

6) аудиторское заключение за последний год осуществления застройщиком предпринимательской деятельности.
Аудиторское заключение — официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ. Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (ст. 10 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).
В Федеральном законе от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» установлены значения понятий «аудит» и «сопутствующие аудиту услуги», «аудитор», «аудиторская организация», «аудируемые лица».

Аудиторская деятельность (аудит) — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемые лица).
Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности (см. ст. 3 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).

Аудиторская организация — коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого АО (см. ст. 4 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).

В соответствии с п. 1 ст. 12 «Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов» Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудит не может осуществляться:

1) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
2) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
3) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
4) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
5) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);
6) аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение 3 лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, — в отношении этих лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Для целей Федерального закона «Об аудиторской деятельности» под достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти.
Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги. Для целей указанного Федерального закона под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:

  • — постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
  • — налоговое консультирование;
  • — анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
  • — управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
  • — правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
  • — автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
  • — оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
  • — разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
  • — проведение маркетинговых исследований;
  • — проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
  • — обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
  • — оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг (см. ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).
При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе (см. п. 1 ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»):

1) получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах РФ, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
2) получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;
3) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ.

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано (см. п. 2 ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»):

1) заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством РФ;
2) создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;
3) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;
4) оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;
5) своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам;
6) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству РФ.

Другой комментарий к Ст. 20 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве» (ДДУ)

 

1. В первой части комментируемой статьи законодатель перечисляет сведения о застройщике, которые подлежат включению в проектную декларацию. В части сведений о лицензировании правовая норма, устарела, так как лицензирование строительной деятельности отменено . С первого января 2010 года для выполнения работ, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, предприниматель должен обладать допуском к таким работам.

———————————

См.: ст. 3 Федерального закона N 148-ФЗ от 22 июля 2008 года «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Если застройщик осуществляет функции подрядчика по строительству, а также функции заказчика по строительству здания, то в проектную декларацию включаются сведения о допусках к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства, выданных саморегулируемой организацией .

———————————

См.: часть 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ.

Включение в проектную декларацию подробной информации о застройщике является мерой, защищающей интересы участников долевого строительства, поскольку позволяет им получать довольно полную и достоверную информацию о своем деловом партнере.

В случае включения застройщиком в проектную декларацию недостоверной или неполной информации договор участия в долевом строительстве может по требованию участника долевого строительства быть признан недействительным в судебном порядке .

———————————

См.: часть 7 ст. 19 Закона N 214-ФЗ.

Законодатель не уточняет, что следует понимать в комментируемой правовой норме «под информацией о государственной регистрации застройщика». Процедура государственной регистрации юридических лиц регулируется специальным Законом . Исходя из положений этого Закона, под такой информацией следует понимать следующие данные:

  • — дату государственной регистрации застройщика в Едином государственном реестре юридических лиц;
  • — наименование и место нахождения регистрирующего органа;
  • — государственный регистрационный номер, присвоенный застройщику при его государственной регистрации;
  • — идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный застройщику при его государственной регистрации.

———————————

См.: Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Если застройщик создан в форме общества с ограниченной ответственностью, то данные о его учредителях (участниках) содержатся в специальном списке, который обязано вести общество .

———————————

См.: пункт 1 ст. 31.1 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Если застройщик создан в форме акционерного общества, то данные о его акционерах содержатся в реестре акционеров .

———————————

См.: пункт 1 ст. 44 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

С точки зрения Закона N 214-ФЗ застройщиком может быть как коммерческая, так и некоммерческая организация. Какие сведения в этом случае в части участников некоммерческих организацией должны вноситься в проектную декларацию? Например, застройщиком может выступить жилищно-строительный кооператив.

В этом случае, очевидно, в публикуемую проектную декларацию подлежат включению сведения обо всех членах такого кооператива. Юридическая целесообразность этого выглядит сомнительной, так как может затрагивать частные интересы большого количества граждан.

Представляется полезным внести коррективы в Закон N 214-ФЗ в части уточнения необходимости указывать в проектной декларации всех участников застройщика, если им является некоммерческая организация.

2. В части второй комментируемой статьи законодатель установил обязанность застройщика предоставлять для ознакомления любому обратившемуся к нему лицу указанные в этой статье документы.

Под учредительными документами застройщика следует понимать документы, на основании которых застройщик создан и осуществляет свою деятельность. Состав учредительных документов зависит от организационно-правовой формы, в которой функционирует застройщик.

Кроме учредительных документов застройщик также обязан представить для ознакомления участнику долевого строительства годовой отчет и свою бухгалтерскую отчетность.

Под годовым отчетом, очевидно, в данной правовой норме подразумевается отчетность застройщика за год, представляемая им в контролирующий государственный орган .

———————————

См.: подпункт 3 части 5 ст. 23 Закона N 214-ФЗ.

В состав бухгалтерской отчетности входят:

  • — бухгалтерский баланс;
  • — отчет о прибылях и убытках;
  • — приложения к этим документам;
  • — аудиторское заключение (если бухгалтерская отчетность подлежит обязательной ревизии);
  • — пояснительная записка.

Аудиторское заключение представляется за последний год деятельности застройщика. Напомним, что под аудитом следует понимать процесс проверки достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности лица, а также соблюдения им порядка ведения бухгалтерского учета.

Данной правовой нормой введен обязательный ежегодный аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности застройщиков.

Наличие аудиторского заключения является дополнительной гарантией для участников долевого строительства в том, что бухгалтерская отчетность застройщика соответствует требованиям действующего законодательства РФ.

Остальная бухгалтерская отчетность представляется для ознакомления участнику долевого строительства за последние три года деятельности застройщика.

Если застройщик применяет упрощенную систему налогообложения, то вместо указанной выше бухгалтерской отчетности застройщик представляет участнику долевого строительства для ознакомления книгу доходов и расходов за тот же период .

———————————

См.: ст. 346.24 Налогового кодекса РФ.

Все документы предоставляются исключительно для ознакомления, то есть не подлежат передаче участнику долевого строительства.

Часть представляемых документов участник долевого строительства вправе самостоятельно получить за плату в органах государственной власти, например устав застройщика .

———————————

См.: ст. 6 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Следует подчеркнуть, что застройщик также обязан представлять бухгалтерскую отчетность в составе иной своей отчетности ежеквартально в контролирующий государственный орган . За нарушение этой обязанности установлена административная ответственность застройщика .

———————————

См.: пункт 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2005 года N 645 «О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства».

См.: часть 3 ст. 14.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

3. Все документы, указанные в части 2 комментируемой статьи, предъявляются участнику долевого строительства в виде оригиналов и надлежащим образом удостоверенных копий. Данные документы могут изыматься у застройщика в исключительных случаях, прямо предусмотренных законом.

Например, если указанные документы имеют значение доказательств по делу о совершении административного правонарушения . В частности, в случае нарушения застройщиком части 2 ст. 14.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

СПОРЫ С ЗАСТРОЙЩИКАМИ